Меню
Личный кабинет
Вход или регистрация
Назад »
Куваев Олег

Биография





Олег Михайлович Куваев (1934–1975) родился на железнодорожной станции Поназырево Костромской области. Вырос в Кировской области.

Отец Михаил Николаевич Куваев родился в 1891 году в деревне Медведица Одоевско — Спиринской волости Ветлужского уезда Костромской губернии. В годы Первой мировой войны служил телеграфистом. Работал экономистом службы движения станции Поназырево, был арестован 16 апреля 1938 года по обвинению в антисоветской деятельности, дело было прекращено 20 января 1939 года.

Мать Куваева (в девичестве Ивакина), Павла Васильевна, была учительницей начальной школы. Осенью 1939 года семья переехала в Свечинский район, деревню Ивакины. В Ивакиных семья проживала чуть больше года, а поздней осенью 1941 года переехала в деревню Кузменки, где была открыта начальная школа и куда была переведена Павла Васильевна. Два первых года войны отец работал на одной из железнодорожных станций Котельничского района, а осенью 1944 года был переведён ближе к семье, на разъезд Юма Свечинского района, куда сразу же переехала вся семья.

Летом 1952 года Куваев поступил на геофизический факультет Московского геологоразведочного института им. Серго Орджоникидзе, который окончил в 1958 году. За годы учёбы в институте побывал в экспедициях на Тянь-Шане, в Киргизии, в верховьях Амура. В 1956 году во время экспедиции на Тянь-Шане был написан первый рассказ «За козерогами», напечатанный в журнале «Охота и охотничье хозяйство» (№ 3).

В 1957 году, будучи студентом-дипломником, Куваев попал на Чукотку, экспедиция работала в районах бухты Провидения, бухты Преображения, залива Креста. После защиты диплома В 1958 году Олег добился распределения на Чукотку и в течение 3 лет работал начальником партии геологического управления в посёлке Певек, на берегу Чаунской губы. В Певеке Куваев получил первый опыт литературной работы в литобъединении при местной газете «Полярная звезда». Альманах «На севере дальнем» опубликовал рассказы Олега «Зверобои» и «Гернеугин, не любящий шума».

В 1960 году Олега перевели в Магадан в Северо-Восточное геологическое управление, на должность старшего инженера отряда геофизического контроля. Ещё через пять месяцев он стал старшим специалистом по гравиметрии геофизического отдела СВГУ. В октябре 1961 года О. Куваев осознал, что к руководящей должности в СВГУ, несмотря на успехи, «…не был приспособлен — затосковал и неожиданно для себя уехал в Москву», в отпуск с последующим увольнением. И всё же именно тогда к нему пришло чёткое понимание того, что «главное — это работа, вернее, степень её интересности. Все остальное — сопутствующие явления».

В это время в Магадане организовался Северо-Восточный комплексный научно-исследовательский институт, и Куваева пригласили туда. Он руководил группой, проводившей геофизические исследования на острове Врангеля, на дрейфующих льдах Чукотского и Восточно-Сибирского моря. «Занятия литературой, — писал он позже об этом периоде своей жизни, — становились чем-то вроде второй профессии… потребность писать забирала все большую власть».

Разочаровавшись в профессии, в конце 1960-х Куваев уходит из геофизики и геологии и становится профессиональным писателем. В автобиографии 1968 года об этом он написал так: «…весь мой жизненный опыт пока связан с геологией. Геология ныне — наука и производство, она все более становится четким промышленным комплексом и дальше будет развиваться именно по этому пути. Надуманные истории про… „ахи“ над месторождением… звучат чаще всего оскорбительно для геологии. Все случается в силу житейской необходимости, но это нельзя возводить в ранг сугубо типичного. Вот именно в этом я вижу на ближайшее время свой долг пишущего человека, это долг перед товарищами по профессии, с которыми вместе приходилось работать, радоваться, рисковать и просто жить». Куваев уезжает с Севера, поселяется в Подмосковье.

В своих произведениях он пытается правдиво передать дух и образ жизни людей Севера конца 1940-х — начала 1960-х годов. Этот этап жизни писателя нашёл отражение в неоконченном романе «Правила бегства» (опубликован посмертно в 1980 с некоторыми сокращениями, полностью — в 1988 году).

Публикация первых его произведений в начале 1960-х годов совпадает по времени с возрастанием интереса советской молодёжи к туризму, к романтике дальних путешествий. Геологическая экзотика куваевских текстов также привлекает внимание кинематографистов. На киностудии Беларусьфильм экранизируют первое из его произведений — рассказ «Берег принцессы Люськи» (1969). По собственным словам Куваева, фильм принёс ему всесоюзную известность, хотя сам автор рассказа считал экранизацию откровенно слабой.

После ухода из геологии и отъезда с Северо-Востока Олег Куваев предпринимает несколько крайне сложных самостоятельных маршрутов по Чукотке, в том числе в поисках легендарного гигантского бурого медведя и «горы из самородного серебра» (Серебряная гора) (оба мифологических объекта присутствуют в преданиях эвенков, чукчей, юкагиров и коряков). Некоторые маршруты, в том числе на Памир, были осуществлены при поддержке журнала Вокруг Света. Этот опыт Куваев описал в своих документально-географических произведениях.

Прозу Олега Куваева отличает редкая искренность повествования, гармоничность, тонкая наблюдательность и точность в описании человеческих характеров, законченность образов, вера в человека. Характерной особенностью его творчества также можно назвать глубокое уважение к коренным жителям Севера, их опыту выживания и адаптации к природным условиях Заполярья. Олег Куваев как сценарист и консультант участвовал в создании ряда документальных фильмов, посвящённых жизни коренных народов Севера.

Куваев много работал над собственным стилем — это заметно, если сравнить ранние работы и более поздние. Возвращался к тому, что не давалось. При этом, изначально у него был талант редкий и сильный, развитию которого способствовало обилие материала и желание донести этот материал до других. При этом у него был редкий дар — описывая реальные события не скатиться в бытописательство, а создать историю, творчески переосмыслить реальность, возродить ее в пространстве художественного текста так, чтобы она вместилась туда максимально полно и достоверно. Для этого нужно тонкое авторское чутье — и блестящее владение языком.

Творчество



Наивысшим успехом творчества Олега Куваева принято считать его роман «Территория», повествующий об успешном открытии золота на Чукотке в конце 1940-х—начале 1950-х гг. Начиная с 1975 г. роман выдержал более 30 изданий, в том числе в «Роман-газете» трёхмиллионным (два раза по 1,5 млн) тиражом. Издавался он и за рубежом: на французском, немецком, испанском, арабском, английском, вьетнамском и польском языках. Книгу переводили в республиках СССР, а в Европе роман вышел в 17 издательствах. Был экранизирован режиссёром Александром Суриным в 1978 на студии Мосфильм (в прокате с 1979), фильм был закуплен Союзфильмэкспортом для показа в социалистических странах.

Успех фильма в ГДР во многом обусловлен популярностью немецкого перевода романа, издававшегося едва ли не 10 раз в Германии под названием «Золотоискатели» («Золотоискатели в Арктике», «Золотоискатели в Сибири»).

Наиболее сложным считается последний, неоконченный роман Олега Куваева, названный при посмертной публикации «Правила бегства». Рассматривая сложные проблемы изменения внутренней самоидентификации, этические вопросы, возникающие при бегстве человека, что применимо к широкому кругу ситуаций — от бегства из профессии или социума до вынужденной или добровольной эмиграции, — из той среды, где он больше не может оставаться, автор во многом использует свой личный опыт ухода из геологии и с Севера в 1965—1966 гг («Убегая — ты предаёшь»). Подобной проблематике посвящены также рассказ «Кто-то должен курлыкать» и повесть «К вам и сразу обратно».

Широкую известность получила также повесть «Птица капитана Росса» (1968), глубоко переработанная в 1971—1973 гг. одновременно с созданием сценария для её экранизации (двухсерийный телевизионный фильм «Идущие за горизонт», режиссёр Николай Калинин, 1972). Переработанный вариант получил название «Тройной полярный сюжет» и представляет собой, по сути, развёрнутый литературный сценарий фильма.

Повесть посвящена проблемам поиска человеком своего предназначения в жизни, обретения им умения и воли «жить по мечте». В ней рассказывается история поиска мест обитания легендарной розовой чайки молодым человеком, быстро теряющим зрение в результате горнолыжной травмы, приведшей к полному краху его спортивной карьеры. В тексте повести герой напевает песню Александра Городницкого «Пиратская» (1962). И в других своих произведениях Олег Куваев не раз цитировал хорошо знакомые ему строки Городницкого, много лет проработавшего в геофизических экспедициях в Арктике, поэтому при подготовке трёхтомного собрания сочинений Куваева в издательстве «Художественная литература» в 2005 году издатели очень хотели, чтобы Александр Моисеевич написал предисловие к трёхтомнику, но по ряду причин эта идея не была осуществлена.

Память



Олег Кувавев похоронен на старом Болшевском кладбище.

Именем Олега Куваева названа одна из улиц города Певек, Чукотский АО — улица Куваева. Олег Куваев жил в Певеке, работал в Чаунском РайГРУ. Певек стал прототипом «Поселка» в «Территории». Именем Олега Куваева назван горнолыжный клуб МГРИ (ныне РГГРУ), расположенный недалеко от станции Яхрома.

Дом-музей (построенный племянником Олега Куваева) находится по адресу: г. Королев, Болшевское шоссе, д. 31 (10 минут пешком от ст. Подлипки-Дачные).
Имя Олега Куваева носит юношеская библиотека г. Королёва (ул. 50 лет ВЛКСМ, д.5/16).
Центральная городская библиотека г. Магадана (ул. Новая д. 29 «В»).
Единственный писатель, которому золотоискатели поставили бронзовый памятник, используя личные сбережения.

В 1984 г. в Юмской школе на станции Юма Кировской области установлена мемориальная доска, открыт музей писателя, работает литературно-краеведческий клуб «Розовая чайка». В августе ежегодно в области проходят Куваевские дни.

В марте 2005 года постановлением Правительства РФ «в память о геологе и писателе О. М. Куваеве и на основании представления Думы Чукотского автономного округа» имя Олега Куваева было присвоено безымянной горной вершине Чукотского нагорья с координатами 69° 40,3’северной широты, 172° 07,7’ восточной долготы и абсолютной высотой 1101 метр.

Перевал Куваева 1 (2А, 2350 м, 15.4)
Расположен в Южной части Буордахского массива хребта Черского. Массив расположен на водоразделе реки Буордах и рек, текущих в Тирехтях — Сатостобут, Балаганнах, Эгелях, Кюрэтэр, Чачыгырас, Талбыгыр. Все они принадлежат бассейну Момы. Глубоко внедряется в массив лишь одна река Люнкидэ. «Его величественный альпийский гребень, местами сверкающий снегами и ледниками, кажется ещё суровей на фоне мягкого рельефа Момо-Селенняхской впадины, окаймляющей его с севера», — писал А. П. Васьковский, предложивший создать здесь заповедную территорию. Сейчас на базе Буордахского высокогорного массива организован национальный парк.

Перевал Куваева 2 — на западном побережье о. Врангеля, в районе м. Занес.

Перевал Куваева 3 — 1800 m, 1Б, Хребет Ергаки. Араданский хребет (Араданский хребет — одно из продолжений левобережного приенисейского Саянского хребта, с одной стороны, а с другой — хребта Ергаки).

Перевал Куваева 4 — верховья Среднего Сакукана, Хребет Кодар, Забайкалье. 1Б-2А.

Перевал Куваева 5/6 — Республика Бурятия, Становое нагорье, хребты Южно-Муйский и Муяканский:
перевал Олега Куваева Южный (2Б, 2100),
перевал Олега Куваева Северный. Южно-Муйский хребет, пер. Куваева (2150 м, ЗА), массив г. Карт (2661 м).

Награды



В 1976 году роман «Территория» был удостоен премии имени Магаданского комсомола.
В 1977 году роману «Территория» была присуждена премия конкурса ВЦСПС и секретариата правления Союза писателей СССР на лучшее произведение художественной прозы о современном рабочем классе за 1974—1976 годы.
В 1973 году телефильм «Идущие за горизонт» получил Гран-при Международного кинофестиваля телефильмов в Париже «За лучшее воплощение образа романтического героя».
В 1982 году фильм «Бросок» получил Приз погранвойск СССР на 15-м Всесоюзном кинофестивале в Таллине.

Основные произведения



Рассказы и очерки

3а козерогами
По земле чаучу и кавралинов (из записной книжки геолога)
Зверобои
«Гернеугин, не любящий шума», первая публикация под названием «Хозяин тундры»
Лешка из племени онкилонов
Четвёртый шпангоут
Поездка в тундру
В стране неторопливых людей
Два выстрела в сентябре, при первой публикации «Дядя Яким»
Через триста лет после радуги
Анютка, Хыш, свирепый Макавеев
«Чуть-чуть невеселый рассказ», при ранних публикациях «Тот далекий остров», «Немного печальный рассказ»
«С тех пор, как плавал старый Ной… (рукопись, найденная в бутылке)»
Берег принцессы Люськи
Утренние старики
Телесная периферия
«Кто-то должен курлыкать», первоначальное название «Кругом русские люди», при первой публикации «Надо курлыкать»
Где-то возле Гринвича
62
ВН-740, при первой публикации «Байдарный капитан»
] «Звонкие ключи» (молчаливый рассказ)
«Здорово, толстые!», при первой публикации «В лесу, на реке и дальше»
Устремляясь в гибельные выси
Эй, Бако!
Старый-престарый способ дороги…
Гора из чистого серебра
Если трещина — крикни
На стыке двух океанов
«Дневник прибрежного плавания», при первой публикации «Странная судьба Никиты Шалаурова»
Охота на моржей
Горнолыжный курорт

Баллады

Баллада о детях Большой Медведицы. Баллада о звёздах, а также о бродягах

Повести

«В то обычное лето.»(1959)
«Зажгите костры в океане» (Приключенческая повесть) (1964)
«Не споткнись о Полярный круг» (1962)
«Чудаки живут на Востоке» (1965)
«Азовский вариант» (1966)
«Весенняя охота на гусей» (1967), первая публикация под названием «Куда улетали гуси»
«Тройной полярный сюжет» (1971—73), в первоначальном варианте «Птица капитана Росса» (1968)
«Дом для бродяг» (1970)
«Печальные странствия Льва Бебенина», при первой публикации «Реквием по утрам» (1970)
«К вам и сразу обратно» (1971)

Романы

Территория (1969—1975)
Правила бегства (1975)

Экранизации



Территория, 2015, кинокомпания «Андреевский Флаг» — по одноимённому роману.
Режиссёр: Александр Мельник.
В ролях: Константин Лавроненко, Григорий Добрыгин, Егор Бероев, Евгений Цыганов, Ксения Кутепова и другие.

Бросок, 1981, Таджикфильм — по рассказу «Телесная периферия» написанному после командировки от журнала Вокруг Света на Восточный Памир.
Режиссёр А. Тураев, сценарист О. Куваев.
В главной роли Александр Филиппенко.

Территория, 1978, Мосфильм — по одноимённому роману.
Режиссёр Александр Сурин, сценарист Олег Куваев.
В фильме снимались Донатас Банионис, Владимир Летенков, Евгений Герасимов, Михаил Глузский, Николай Засухин и другие замечательные актёры.

Идущие за горизонт, 1972, Белтелефильм по заказу Гостелерадио — по повести «Тройной полярный сюжет».
Режиссёр Николай Калинин, сценарист Олег Куваев.
В главной роли снимался Иван Гаврилюк.

Берег принцессы Люськи, 1969, Беларусьфильм — по одноимённому рассказу.
Режиссёр Вячеслав Никифоров, художник-постановщик Владимир Чернышев, сценарист Олег Куваев.
В главной роли Люськи снималась Светлана Смехнова-Благоевич.

Ходили с нами в поход или на прогулку?

Поделитесь мнением о нашей работе с остальным миром.
Просто нажмите на кнопку и заполните форму